Не великие дела угодны Богу,
а великая любовь, с какою они делаются.
Нет ничего великого, когда мало любят,
и нет ничего малого, когда любят много.
(Св. Василий Великий)

Сообщение на сайт

Обращение к Настоятелю

« 30 Июля (17 Июля) »
Четверг
    Седмица 6-я по Пятидесятнице. Глас четвертый. Пост. Пища с растительным маслом
  • Вмц. Марины (Маргариты) (IV).
  • Прп. Иринарха Соловецкого (1628).
  • Прп. Леонида Устьнедумского (1654).
  • Перенесение мощей прп. Лазаря Галисийского.
  • Святогорской иконы Божией Матери (1569).
  • Мч. Кенельма отрока, короля Валлийского (ок. 821) (Кельт. и Брит.).
  • Мчч. Сперата и Вероники (Греч.).
  • Свт. Евфрасия, еп. Ионопольского (Греч.).
  • Св. Тимофея Святогорского около Пскова, Христа ради юродивого (1563).
  • Чтения дня
  • 1 Коринфянам 4:5-8
  • Матфея 13:44-54
  • 2 Коринфянам 6:1-10 (великомученице)
  • Луки 7:36-50 (великомученице)

Храм Воскресения Словущего, что в Неледенщине

 

Село Воскресенское в древности имело несколько названий: Ваулово (от татарского слова «аул»), Неледино (по фамилии владельцев Нелединских), Пономарёво (по фамилии владельцев Пономарёвых). Но современное название села сохранилось благодаря храму Воскресения Христова. История храма становится ясною с 1756 г. В этом году, 16 июня был освящен новый каменный храм в память «обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Храм был выстроен вместо сгоревшего, деревянного, который просуществовал 150 лет. Новый храм был одноэтажный, одноглавый, с тесовою кровлей. Эта церковь просуществовала 50 лет. В 1800 году было принято решение выстроить каменный храм, строительство которого было закончено в 1814 году (вышина его достигала 14 сажень и 1 аршина).

Церковь не раз дополнялась, надстраивалась, «улучшалась», становясь все больше и выше. Первоначальную основу уже не рассмотреть, зато в глаза сразу бросаются поздние приметы, оставленные строителями, придерживающихсянеорусского стиля. Появились приделы, исчезли хоры, возникли двери и проходы в стенах, надстраивалась колокольня. В «Ярославских Епархиальных ведомостях» есть любопытное упоминание о чрезмерном увлечении воскресенцев этими достройками. Однажды они соорудили на колокольне небывало грандиозный шпиль, но не выполнили работ по молниезащите этой удивительной вертикали. Шпиль разрушило ударом молнии, и приключился пожар. Епархиальное начальство строго священника и приказало устроить шпиль более скромных размеров. Большой храм имел три престола: Обновления храма Пресвятой Богородицы, Тихвинской Божьей Матери и Николая Чудотворца.

Сейчас храм в полном запустении. Следы былой отделки еще заметны в монументальном исполнении дверей, в профессиональной, умелой росписи, в изящных оконных решетках. Над убранством храма работали многие искусные мастера своего дела. Среди них упоминают Дороню (Дорофея Яковлева)- дворового резчика господ Пономаревых, живописца из крестьян, здешнего уроженца Ивана Кузнецова и «академика живописи Васильева».

Церковь в Воскресенском, от чрезмерных стараний меценатов не сохранившая единства архитектурного облика, имела в своих стенах много работ местных талантливых мастеров, и приходится сожалеть, что они не дошли до нас.

Воскресенский приход был древний и существовал уже в XV-XVII вв. Он состоял из деревень, расположенных в 2-х уездах – Мышкинском и Мологском. Всего их насчитывалось 22: Воскресенское, Никитино, Рогозино, Акарноао, Мосяево, Родионово, Болдино, Сергеево, Гоголи, Пантелеево, Адамово, Крутая, Веретея, Чёная, Юркино, Воронково, Григорово, Игнатово, Власиха,Шамары, Кузьмадемьян, Щербинино.

В административном отношении Воскресенский приход до половины XVIII столетия принадлежал приставу Бежецкому, а в церковном отношении зависел от Архиепископа Новгородского. Затем он вошел в состав Ростовской епархии. Дарованная монархом в 1861 году свобода имела громадное значение для развития крестьян и всей их последующей жизни. В селе бурно стала развиваться торговля. Помещик Н.И. Пономарёв всячески содействовал этому. Первыми деятелями из местных торговцев были братья Фирсовы – Иван и Андрей. Ярмарка в селе Воскресенском была открыта 13 сентября 1860 года, базары разрешены по понедельникам. В лавках продавались чай, сахар, мыло, сальный свечи, пряники, деготь. И все это лежало вместе: не было ни какой чистоты и порядка. С красным товаром на базарные дни приезжали из Коя и торговали с возов. Постепенно привозить товары стали из Углича и других мест. Появились скупщики льна, кудели, холста, овчины, хлеба. Стала развиваться торговля в лавках и трактирах. С открытием железной дороги торговля оживилась. В 1881 году устроены при церкви каменные лавки по линии ограды церкви и сданы для торговли.

В крепостные времена во всем приходе не было ни одного кабака. К праздникам крестьяне варили брагу и пиво. Водку можно было встретить в редких домах. Первый кабак был открыт в январе 1861 года. 1 июля 1901 года в Воскресенском приходе открыты две винные лавки.

Развитию торговли способствовало строительство железной дороги. В 1869 году в селе появились подрядчики, которые стали сдавать местным жителям отдельными частями возку камня, постройку будок и заготовку шпал. Для местных жителей открылся новый вид заработка. Рыбинско-Бологовская железная дорога была открыта для движения 4 июля 1870 года. По прибытии первого поезда на станции Родионово в присутствии начальствующих лиц был отслужен священником Преображенским молебен с провозглашением многолетия Государю императору.

В 1862 г. Воскресенским волостным правлением было возбуждено ходатайство об открытии почтовой станции, которая была открыта 1 января 1883 года. Сначала она была при Родионовской железнодорожной станции, но для жителей села было неудобно. Поэтому в декабре тогоже года почтовая станция была перенесена в село Воскресенское.

Село Воскресенское в низменной местности. Дороги в приходе невозможные, особенно между Воскресенским и станцией, даже на пустой телеге проехать было весьма затруднительно.

Приведение в порядок этой дороги взяло на себя Мышкинское земство, и летом 1901 года была построена мощеная камнем дорога. Протяженность ее – 2 версты 111 сажен. Путь для пользования был открыт 28 мая 1902 года.плата за проезд по этой дороге не взималась.

При помещике Пономареве в селе существовала больница и при ней – врач и фельдшер, но это было всего около четырех лет. Чаще всего заболевшие предоставлялись сами себе. Лечением больных занимались священники и знахари.

Жизнь крестьян села Воскресенское не отличалась от жизни других окрестных жителей. Люди состоятельные жили в просторных чистых домах, а бедняки ютились в душных хижинах, загроможденных разной рухлядью. В зимнее время в домах можно было встретить домашних животных и кур. Надлежащей чистоты вокруг домов не наблюдалось. Пища была скудная(в основном овощи и хлеб, а мясо и рыба по праздникам). Уход за детьми был плохой. В первые годы жизни они были предоставлены сами себе и воле Божьей. Все не способствовало здоровью жителей села. Холера появлялась в приходе каждый раз, когда она бывала в Рыбинске или Санкт-Петербурге. При постройке железной дороги среди жителей свирепствовал тиф.

Другим бедствием для прихожан были пожары. Пожары бывали во все времена и во всех селениях прихода. Причины пожаров были различны, но главная из них – неосторожное обращение с огнем. В 1848 г. – пожары в Пантелееве. От оружейного выстрела сгорело 19 овинов. В том же году сгорело 40 домов от грозы. В 1862 г. – большой пожар в с. Воскресенском. В Духов день от самовара сгорело 17 домов и один овин. Пожар был так силен, сто от переброшенной ветром головешки сгорел Воронковский мост на р. Сити. Деревни Адамово, Гоголи, Болдино горели несколько раз. Деревня Акарново в течение четырех лет горела три раза. Крестьянам , страдавшим от пожаров была оказана помощь деньгами и лесом для постройки домов. 17 августа 1903 года была создана «Воскресенская пожарная дружина».

Сельское хозяйство прихода всегда было неудовлетворительно. Хлебопашество велось по трехполью. Орудия труда употреблялись самые обыкновенные: косуля и деревенская борона, молотьба ржаного хлеба производилась цепями, яровой хлеб мялся лошадьми. Священником Павлом Преображенским выписывались семена ржи, овса, ячменя, льна и раздавались прихожанам для развода.

Образование в Воскресенском приходе во времена крепостного права стояло на самой низкой ступени. До 1864 года детей обучали грамоте исключительно лица духовного звания. Обучали славянскому чтению, письму, арифметике. В 1864 г. Священником Павлом Преображенским было учреждено первое приходское училище в деревне Игнатово, которое он содержал на свои средства при незначительном пособии в 25-50 рублей в год. В этом училище обучались бесплатно 40-60 мальчиков и девочек. В следующем году тем же священником было учреждено второе приходское училище в с. Воскресенском. В нем обучалось 80 человек. В 1891 г. Торжественно открыто училище в д. Сергеево, а в 1901 – четвертая школа при Родионовской станции. В 1902 г. открыта женская одноклассная школа в д. Акарново.

Такова история нашего старинного села. Она молчаливо смотрит на нас с колокольни обезглавленной церкви, с резных наличников разрушающихся купеческих домов, с заброшенных могильных плит… смотрит и как бы спрашивает: неужели все уйдет в небытие и прервется связь поколений?


  • Никита:

    Отличная информация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>