Не великие дела угодны Богу,
а великая любовь, с какою они делаются.
Нет ничего великого, когда мало любят,
и нет ничего малого, когда любят много.
(Св. Василий Великий)

Сообщение на сайт

Обращение к Настоятелю

« 17 Января (4 Января) »
Четверг
    Неделя 32-я по Пятидесятнице. Глас седьмый. Святки. Пост отменяется
  • Неделя пред Богоявлением.
  • Предпразднство Богоявления.
  • Собор 70-ти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы, Иосии (Иуста), Фаддея, Анании, архидиак. первомч. Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена, Тимофея, Тита, Филимона, Онисима, Епафраса, Архиппа, Силы, Силуана, Крискента, Криспа, Епенета, Андроника, Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия, Аристовула, Родиона (Иродиона), Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия, Лина, Гаия, Филолога, Лукия, Иасона, Сосипатра, Олимпа (Олимпана), Тертия, Ераста, Куарта, Евода, Онисифора, Климента, Сосфена, Аполлоса, Тихика, Епафродита, Карпа, Кодрата, Марка, Зины, Аристарха, Пуда, Трофима, Марка, Артемы, Акилы, Фортуната и Ахаика, Дионисия Ареопагита и Симеона Нигера.
  • Прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (800).
  • Свт. Евстафия I, архиеп. Сербского (ок. 1285).
  • Сщмчч. Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров (1933).
  • Сщмч. Николая пресвитера (1939).
  • Сщмч. Павла пресвитера (1941).
  • Прп. Ахилы, диак. Печерского, в Дальних пещерах (XIV).
  • Прмч. Зосимы и мч. Афанасия (III-IV).
  • Мчч. Хрисанфа и Евфимии.
  • Прп. Евфимия Нового, монаха.
  • Св. Григория Лангрского (Галл.).
  • Прпмч. Евфимия, игумена Ватопедского м-ря, и с ним 12 монахов (Греч.).
  • Новомч. Онуфрия Афонского (Греч.).
  • Ефиопского евнуха царицы Кандакии.
  • Преп. Евагрия (сподвижника Шио Мгвимского), Илии-дьякона и других (VI) (Груз.).
  • Св. Симеона, митр. Смоленского (1699).
  • Чтения дня
  • Иоанна 21:1-14 (на утрене. Евангелие 10-e)
  • 2 Тимофею 4:5-8 (недели пред Богоявлением)
  • Марка 1:1-8 (недели пред Богоявлением)
  • Римлянам 8:8-14 (апостолам)
  • Луки 10:1-15 (апостолам)

Храм Воскресения Словущего, что в Неледенщине

 

Село Воскресенское в древности имело несколько названий: Ваулово (от татарского слова «аул»), Неледино (по фамилии владельцев Нелединских), Пономарёво (по фамилии владельцев Пономарёвых). Но современное название села сохранилось благодаря храму Воскресения Христова. История храма становится ясною с 1756 г. В этом году, 16 июня был освящен новый каменный храм в память «обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме». Храм был выстроен вместо сгоревшего, деревянного, который просуществовал 150 лет. Новый храм был одноэтажный, одноглавый, с тесовою кровлей. Эта церковь просуществовала 50 лет. В 1800 году было принято решение выстроить каменный храм, строительство которого было закончено в 1814 году (вышина его достигала 14 сажень и 1 аршина).

Церковь не раз дополнялась, надстраивалась, «улучшалась», становясь все больше и выше. Первоначальную основу уже не рассмотреть, зато в глаза сразу бросаются поздние приметы, оставленные строителями, придерживающихсянеорусского стиля. Появились приделы, исчезли хоры, возникли двери и проходы в стенах, надстраивалась колокольня. В «Ярославских Епархиальных ведомостях» есть любопытное упоминание о чрезмерном увлечении воскресенцев этими достройками. Однажды они соорудили на колокольне небывало грандиозный шпиль, но не выполнили работ по молниезащите этой удивительной вертикали. Шпиль разрушило ударом молнии, и приключился пожар. Епархиальное начальство строго священника и приказало устроить шпиль более скромных размеров. Большой храм имел три престола: Обновления храма Пресвятой Богородицы, Тихвинской Божьей Матери и Николая Чудотворца.

Сейчас храм в полном запустении. Следы былой отделки еще заметны в монументальном исполнении дверей, в профессиональной, умелой росписи, в изящных оконных решетках. Над убранством храма работали многие искусные мастера своего дела. Среди них упоминают Дороню (Дорофея Яковлева)- дворового резчика господ Пономаревых, живописца из крестьян, здешнего уроженца Ивана Кузнецова и «академика живописи Васильева».

Церковь в Воскресенском, от чрезмерных стараний меценатов не сохранившая единства архитектурного облика, имела в своих стенах много работ местных талантливых мастеров, и приходится сожалеть, что они не дошли до нас.

Воскресенский приход был древний и существовал уже в XV-XVII вв. Он состоял из деревень, расположенных в 2-х уездах – Мышкинском и Мологском. Всего их насчитывалось 22: Воскресенское, Никитино, Рогозино, Акарноао, Мосяево, Родионово, Болдино, Сергеево, Гоголи, Пантелеево, Адамово, Крутая, Веретея, Чёная, Юркино, Воронково, Григорово, Игнатово, Власиха,Шамары, Кузьмадемьян, Щербинино.

В административном отношении Воскресенский приход до половины XVIII столетия принадлежал приставу Бежецкому, а в церковном отношении зависел от Архиепископа Новгородского. Затем он вошел в состав Ростовской епархии. Дарованная монархом в 1861 году свобода имела громадное значение для развития крестьян и всей их последующей жизни. В селе бурно стала развиваться торговля. Помещик Н.И. Пономарёв всячески содействовал этому. Первыми деятелями из местных торговцев были братья Фирсовы – Иван и Андрей. Ярмарка в селе Воскресенском была открыта 13 сентября 1860 года, базары разрешены по понедельникам. В лавках продавались чай, сахар, мыло, сальный свечи, пряники, деготь. И все это лежало вместе: не было ни какой чистоты и порядка. С красным товаром на базарные дни приезжали из Коя и торговали с возов. Постепенно привозить товары стали из Углича и других мест. Появились скупщики льна, кудели, холста, овчины, хлеба. Стала развиваться торговля в лавках и трактирах. С открытием железной дороги торговля оживилась. В 1881 году устроены при церкви каменные лавки по линии ограды церкви и сданы для торговли.

В крепостные времена во всем приходе не было ни одного кабака. К праздникам крестьяне варили брагу и пиво. Водку можно было встретить в редких домах. Первый кабак был открыт в январе 1861 года. 1 июля 1901 года в Воскресенском приходе открыты две винные лавки.

Развитию торговли способствовало строительство железной дороги. В 1869 году в селе появились подрядчики, которые стали сдавать местным жителям отдельными частями возку камня, постройку будок и заготовку шпал. Для местных жителей открылся новый вид заработка. Рыбинско-Бологовская железная дорога была открыта для движения 4 июля 1870 года. По прибытии первого поезда на станции Родионово в присутствии начальствующих лиц был отслужен священником Преображенским молебен с провозглашением многолетия Государю императору.

В 1862 г. Воскресенским волостным правлением было возбуждено ходатайство об открытии почтовой станции, которая была открыта 1 января 1883 года. Сначала она была при Родионовской железнодорожной станции, но для жителей села было неудобно. Поэтому в декабре тогоже года почтовая станция была перенесена в село Воскресенское.

Село Воскресенское в низменной местности. Дороги в приходе невозможные, особенно между Воскресенским и станцией, даже на пустой телеге проехать было весьма затруднительно.

Приведение в порядок этой дороги взяло на себя Мышкинское земство, и летом 1901 года была построена мощеная камнем дорога. Протяженность ее – 2 версты 111 сажен. Путь для пользования был открыт 28 мая 1902 года.плата за проезд по этой дороге не взималась.

При помещике Пономареве в селе существовала больница и при ней – врач и фельдшер, но это было всего около четырех лет. Чаще всего заболевшие предоставлялись сами себе. Лечением больных занимались священники и знахари.

Жизнь крестьян села Воскресенское не отличалась от жизни других окрестных жителей. Люди состоятельные жили в просторных чистых домах, а бедняки ютились в душных хижинах, загроможденных разной рухлядью. В зимнее время в домах можно было встретить домашних животных и кур. Надлежащей чистоты вокруг домов не наблюдалось. Пища была скудная(в основном овощи и хлеб, а мясо и рыба по праздникам). Уход за детьми был плохой. В первые годы жизни они были предоставлены сами себе и воле Божьей. Все не способствовало здоровью жителей села. Холера появлялась в приходе каждый раз, когда она бывала в Рыбинске или Санкт-Петербурге. При постройке железной дороги среди жителей свирепствовал тиф.

Другим бедствием для прихожан были пожары. Пожары бывали во все времена и во всех селениях прихода. Причины пожаров были различны, но главная из них – неосторожное обращение с огнем. В 1848 г. – пожары в Пантелееве. От оружейного выстрела сгорело 19 овинов. В том же году сгорело 40 домов от грозы. В 1862 г. – большой пожар в с. Воскресенском. В Духов день от самовара сгорело 17 домов и один овин. Пожар был так силен, сто от переброшенной ветром головешки сгорел Воронковский мост на р. Сити. Деревни Адамово, Гоголи, Болдино горели несколько раз. Деревня Акарново в течение четырех лет горела три раза. Крестьянам , страдавшим от пожаров была оказана помощь деньгами и лесом для постройки домов. 17 августа 1903 года была создана «Воскресенская пожарная дружина».

Сельское хозяйство прихода всегда было неудовлетворительно. Хлебопашество велось по трехполью. Орудия труда употреблялись самые обыкновенные: косуля и деревенская борона, молотьба ржаного хлеба производилась цепями, яровой хлеб мялся лошадьми. Священником Павлом Преображенским выписывались семена ржи, овса, ячменя, льна и раздавались прихожанам для развода.

Образование в Воскресенском приходе во времена крепостного права стояло на самой низкой ступени. До 1864 года детей обучали грамоте исключительно лица духовного звания. Обучали славянскому чтению, письму, арифметике. В 1864 г. Священником Павлом Преображенским было учреждено первое приходское училище в деревне Игнатово, которое он содержал на свои средства при незначительном пособии в 25-50 рублей в год. В этом училище обучались бесплатно 40-60 мальчиков и девочек. В следующем году тем же священником было учреждено второе приходское училище в с. Воскресенском. В нем обучалось 80 человек. В 1891 г. Торжественно открыто училище в д. Сергеево, а в 1901 – четвертая школа при Родионовской станции. В 1902 г. открыта женская одноклассная школа в д. Акарново.

Такова история нашего старинного села. Она молчаливо смотрит на нас с колокольни обезглавленной церкви, с резных наличников разрушающихся купеческих домов, с заброшенных могильных плит… смотрит и как бы спрашивает: неужели все уйдет в небытие и прервется связь поколений?


  • Никита:

    Отличная информация.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>